$count_ban=1

Центры инжиниринга - первые результаты

$count_ban=3
Отрасль // 09.01.2014 // www.mirprom.ru

Пилотный проект по созданию центров инжиниринга был запущен МЭР РФ всего лишь каких-то полгода назад. К настоящему моменту центры инжиниринга созданы не на бумаге, а в реальности, и уже приступили к оказанию услуг малым и средним производственным предприятиям.

 

В частности, проводится оценка индекса технологической готовности предприятий. На сегодняшний день в России насчитывается 20 региональных центров инжиниринга. Все центры разные. У каждого своя модель, определяемая предпосылками создания, спецификой региона и другими факторами. Отличительной особенностью Обнинского центра инжиниринга является его узкоотраслевая направленность. Этот центр задумывался как промышленный полигон в области инновационной биофармацевтики.

Рахимджан Розиев (НП «Парк Активных Молекул») рассказал на стратегической сессии, прошедшей в Обнинске, о моделе и логике работы центра инжиниринга Калужской области.

Рахимджан Розиев: Пока РЦИ Калужской области – это инновационная фармацевтика, в дальнейшем центр будет прирастать дополнительными компетенциями. Почему мы отстаивали нашу модель так упрямо и последовательно? Работая в этом поле уже 15 лет, мы увидели, что на сегодняшний день малым инновационным предприятиям в нашей области требуется вырастить их идею, провести необходимые исследования и сделать полноценное досье. Досье – это вся технологическая документация, которую требует Минздрав для регистрации. Компании нуждаются в комплексе мероприятий, который позволит продать разработанный продукт. Продать крупной фармацевтической компании, и не только отечественной, но и зарубежной, для того, чтобы получать свой доход и, пока действует патент, получать долю. Вот такая потребность. Малым инновационным предприятиям в нашей отрасли очень сложно строить самим производство, обрастать оборудованием, обрастать специалистами. Поэтому наш центр инжиниринга в области биофармацевтики больше похож на центр коллективного пользования, но не пользования оборудованием как таковым, которое покупается, а получением услуг, потому что на этом оборудовании могут работать только специалисты. Подчеркиваю: с этим оборудованием могут иметь дело только специалисты. Разработчик молекулы подчас и не знает, а что ему смотреть, как смотреть и т.д.

По существу мы сегодня реализуем в регионе единый инжиниринговый центр – это же центр коллективного пользования (когда я говорю, это же, имеется в виду на одной площадке) и инжиниринговый центр по программе МЭР РФ, и инжиниринговый центр по программе АИР. Мы сейчас с КГУ будем обязательно делать вузовский инжиниринговый центр и стараться собрать все компетенции воедино. Мы видим, что именно такой подход позволяет развивать инновационную биофармацевтику у нас в стране, потому что гении со всей России к нам приходят. У нас сейчас где-то около 20 проектов (20 малых инновационных предприятий), которые сделаны совместно с учеными из разных регионов нашей страны. Это очень хорошо и для регионов в том числе, потому что здесь идет коммерциализация проектов. В одном месте оказываются все услуги – инжиниринговые, правовые, интеллектуальные, технологические. У нас создан центр контрактного производства для того, чтобы малые предприятия не задумывались еще и о том, а где это производить? В дальнейшем мы за то, чтобы и производство было налажено здесь (в нашем центре), мы за то, чтобы здесь создать так называемый бренд парк.

В идеале, мы видим картину, когда к нам приходит разработчик со своей идеей, а дальше он получает через какое-то время (5 лет, 7 лет, 10 лет) ежегодный доход от продажи его интеллектуальной собственности. Продать интеллектуальную собственность саму по себе невозможно, вернее, патентов у нас много. Очень. Но под каждый патентом должна быть серьезная папка документов, которая подтверждает, что эта молекула работает, что она действительно нужна.

Инжиниринговый центр нужно строить, используя то, что уже есть на сегодняшний день в регионе. С такой идеей мы вышли и защищали ее последовательно в разных городах. До закупки оборудования выбирались те единицы, которые нам необходимы к тому, что у нас уже стоит. Очень важный момент: мы не планируем закупать всё оборудование себе, нам это просто не нужно. Мы работаем сегодня с КГУ, завтра будем работать с микроскопией, послезавтра с ещё каким-нибудь институтом, т.е. мы будем пользоваться всеми теми компетенциями, которые сегодня есть вокруг нас.

Центр инжиниринга – это некая сетевая система, это – центр коммерциализации. Здесь будет получаться доход, здесь будет центр коммерциализации. И регион на это имеет право, потому что он поддерживает создание этой новой инфраструктуры, он предоставляет соответствующую площадку. Мы показали эту идею губернатору нашего региона. Он поддержал нас. Мы считаем, что центр инжиниринга должен превратиться в некий клондайк, куда пойдут, но не люди пойдут, а их идеи, их мысли со всей нашей страны, и не только с нашей страны. А наша задача – идеи упаковывать и коммерциализировать, превращать в хорошую продукцию с очень высоким доходом.

Для нас это очень важная система, потому что таких центров в стране может быть 2, может быть еще 3, но их не будет в каждом регионе, не собрать эти компетенции. И мы здесь не замыкаемся территориально, а говорим о том, что наши компетенции будут доступны для всех. Создающиеся центры инжиниринга могут объединяться, они должны объединять свои компетенции и распространять свои услуги на всю страну. Такова логика понимания инжинирингового центра у нас в Калужской области, в Обнинске, в области инновационной биофармацевтики. При этом мы готовы идти дальше и создавать такие же центры, способствовать созданию центров компетенции, уже наработав опыт, пройдя все тернии, особенно первого этапа и по другим компетенциям, в которых Обнинск силен и мы это знаем. Такая у нас идея, такой у нас посыл…
Источник: редакция портала www.EnginRussia


$count_ban=1