$count_ban=1

Автогенная техника сегодня. Анализ состояния и перспективы развития

$count_ban=3

Среди крупнейших потребителей автогенной техники и технологий были наиболее динамично развивавшиеся отрасли российской промышленности:

  • металлургия,
  • машиностроение,
  • топливноэнергетический комплекс,
  • строительство и мостостроение,
  • железнодорожный транспорт,
  • судостроение,
  • автомобилестроение,
  • коммунальное хозяйство и др.

Но вот период активного развития промышленности в России после кризиса 90х годов прошлого века сменился крайне тяжелым кризисом отечественной экономики в настоящее время. Данная ситуация заставляет потребителей предъявлять жесткие требования к технологическим возможностям автогенной техники, выпускаемой сегодня предприятиями России и стран СНГ. Чтобы обеспечить эти требования, отечественным производителям автогенной техники необходимо в непродолжительный период, несмотря на сложное финансовое положение предприятий, решить ряд вопросов: модернизация собственных производств и освоение современной и перспективной продукции. Данные шаги позволят обеспечить потребителей востребованной недорогой и качественной продукцией, а также вывести на рынок технику нового поколения, соответствующую самым жестким требованиям и по техническим параметрам, и по потребительским свойствам. То есть во время кризиса не только сохранить предприятия, но и создать задел, который обеспечит к моменту выхода из кризиса конкурентные преимущества перед другими предприятиями, работающими в этом направлении. Более того предлагаемые меры обеспечат заполнение отечественной техникой тех ниш, где сегодня доминирующее положение занимают иностранные производители.

Для этого необходимо тесное взаимодействие российских производителей автогеники, выработка единой технической политики, создание единого научнотехнического центра с независимой испытательной сертификационной лабораторией, а также обеспечение защиты российского рынка от некачественной продукции иностранных производителей.
Необходимо отметить что, несмотря на жесточайший 15тилетний кризис, который автогенная отрасль перенесла вместе со всей промышленностью в конце прошлого века, и на сегодняшние экономические проблемы — предприятияпроизводители автогенной техники в состоянии обеспечивать запросы отечест­венных потребителей.

Наряду с существовавшими ранее предприятиями появились новые производители автогенной техники, более конкурентоспособные, более гибко реагирующие на требования рынка. Эффективность деятельности этих предприятий подтверждает незначительное проникновение на российский рынок иностранной автогенной техники, за исключением стационарных машин термической резки с УЧПУ и специализированного оборудования (машин) газотермической резки для металлургических производств. Надо отметить, что по таким направлениям, как массовая аппаратура: газовые резаки, сварочные горелки, газорегулирующие редукторы, ацетиленовые генераторы, переносные машины термической резки — отечественные производители имеют доминирующее положение на рынке сварочной техники. Сегодня отечественные предприятияпроизводители машин термической резки с числовым программным управлением для фигурного раскроя листового проката, обеспечивающих кислородную, плазменную и лазерную резку материалов, находятся на стадии развития производств. Тем не менее, уровень выпускаемых МТР соответствует современным требованиям и при дальнейшем развитии производств с увеличением номенклатуры изделий в различных ценовых нишах позволит составить серьезную конкуренцию иностранным производителям и играть на внутреннем рынке доминирующую роль. Существенную помощь при решении этих задач производственным предприятиям могли бы оказать научные и проектные организации, имеющие опыт создания автогенной техники и учитывающие технологические особенности предприятий при создании продукции нового поколения.

Среди научноисследовательских организаций, работающих в области автогенной техники в России, представлены две структуры: ОАО «ВНИИАвтогенмаш» (Москва) и ООО «СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ» (Москва).

ОАО «ВНИИАвтогенмаш» — ранее Всесоюзный научноисследовательский и конструкторский институт автогенного машиностроения. Во времена Советского Союза являлся головным центром по разработке автогенной техники и технологий и осуществлял научнотехническую политику в области автогенного машиностроения в стране. В последние пятнадцать лет ВНИИАвтогенмаш утратил свое научное влияние на предприятия, изготавливающие автогенную технику по его разработкам, и отказался от взаимодействия с вновь образовавшимися предприятиями, работающими в этой области. В результате произошло разрушение связи науки с производством и утрата возможности проведения единой научнотехнической политики в области автогеники на территории РФ. Так как эти процессы развивались одновременно с кризисом всей российской промышленности, произошло разрушение единой информационной базы и ВНИИАвтогенмаш в значительной мере потерял контакты с потребителями автогенной техники. Это в свою очередь, привело к резкому уменьшению количества работ, проводимых институтом, и как следствие — потери им своего предназначения и статуса научной организации. В настоящее время ОАО «ВНИИАвтогенмаш» входит в ГК «Ростехнологии».

ООО «СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ» проводит работы практически по всем направлениям автогенной тематики, осуществляя разработку и постановку на серийное производство продукции на предприятиях­изготовителях автогенного оборудования, а также разработку, изготовление и внедрение специальной автогенной техники.

Значительный объем работ проводится непосредственно по заказам потребителей. Это и выполнение наукоемких проектов по оснащению сталеплавильных, копровых и обжимных производств на металлургических комбинатах комплектами автогенного оборудования и машинами газовой резки металлов больших толщин, создание специального газорежущего оборудования по заявкам предприятий нефтегазового комплекса, проектирование с последующим изготовлением и внедрением комплексов оборудования для газотермического нанесения покрытий на прокат и металлоконструкции и др.

Поддерживая научнотехническое сотрудничество с большинством производителей автогенного оборудования, СКТБ обеспечивает авторский надзор за выпуском продукции или проводит взаимодействие на уровне технических консультаций. За период с 2007 по 2009 г. было получено 12 патентов на изобретение на продукцию, поставленную на серийное производство или разработанную по текущим заказам.

Среди вновь созданных и успешно работающих предприятий, изготавливающих автогенное оборудование, необходимо отметить:

  • фирма «РОАР» (Ногинск) — производство массовой аппаратуры (газовые резаки и горелки различных видов, комплекты для работы на жидком горючем), ориентировочный объем 300 000 изделий в год;
  • СП ЗАО «КРАСС» (СанктПетербург) — производство газорегулирующих редукторов и защитной аппаратуры газовых резаков и горелок, а также 90 000 газовых баллонных вентилей, ориентировочно 470 000 изделий в год;
  • ООО «Джет» (Ижевск) — производство газовых резаков, горелок и газорегулирующих редукторов, ориентировочно 100  000 изделий в год;
  • ООО «Компания Корд» (Подольск) — производство газовых резаков и горелок, ориентировочно 6000 изделий в год;
  • ООО «Промтехкомплект» (СанктПетербург) — производство газовых резаков, горелок и газорегулирующих редукторов, ориентировочно 120 000 изделий в год;
  • ФГУП СРЗ «Нерпа» (Снежногорск) — производство газовых резаков, горелок, баллонных редукторов и комплектов бензино­кислородной резки, ориентировочно 6 000 изделий в год;
  • АО «ТЕХМОНТАЖСТСТЕМ» (Тверь) — производство машин термической резки с УЧПУ, ориентировочно 60 изделий в год;
  • ЗАО «Кристалл» (СанктПетербург) — производство машин термической резки с УЧПУ, ориентировочно 30 изделий в год;
  • ООО «ПЛАЗМАМАШ» (Москва) — производство машин термической резки с УЧПУ в том числе и переносных, ориентировочно 30 изделий в год;
  • ЗАО «ПЕЛЛА» (СанктПетербург) — производство машин термической резки с УЧПУ, ориентировочно 12 изделий в год;
  • АО «ЗОНТ» (Одесса, Украина), совместно АО «Автогенмаш» (г.  Тверь) — производство портальных машин термической резки с числовым программным управлением (ориентировочно 12 изделий в год) и переносных м.т.р.;
  • ЗАО «Донмет» (Краматорск, Украина) — производство массовой аппаратуры (газовые резаки, горелки газорегулирующие редукторы, комплекты для резки на жидком горючем, установки для кислороднофлюсовой резки, устройства защиты от обратного удара пламени), ориентировочно 200 000 изделий в год.

Среди успешно работающих сегодня предприятий, ранее выпускавших автогенную технику, надо назвать:

  • ОАО «БАМЗ» — Барнаульский аппаратурно­механический завод (Барнаул) — производство резаков, горелок, ацетиленовых генераторов, аппаратуры для газотермического напыления и газорегулирующей аппаратуры, ориентировочно 450 000 изделий + 500 000 вентилей для газовых баллонов в год;
  • ОАО «Автогенмаш» (Ванадзор, Армения) — производство резаков, горелок переносных и стационарных машин термической резки, ориентировочно 150 000 изделий в год;
  • АО «Автогенмаш» (Воронеж) — выпуск оборудования для производства ацетилена, защитной аппаратуры, переносных ацетиленовых генераторов, ориентировочно 50 000 изделий в год.

При том, что производители обеспечивают запросы потребителей автогенной техники РФ, большинство массовой автогенной аппаратуры, выпускаемой сегодня предприятиями базируется на конструкциях 60х – 70х годов прошлого века. Это делает продукцию большинства предприятий неконкурентоспособной с иностранной техникой. Исключение составляют ФГУП СРЗ «Нерпа» и ООО «Комапания Корд». Частичное обновление номенклатуры выпускаемой продукции провели АО «БАМЗ», фирма «РОАР», АО «Автогенмаш» (Ванадзор, Армения) и ЗАО «Донмет» (Краматорск, Украина). Настоящая благополучная ситуация для отечественных предприятий на рынке связаны с поддержанием крайне низкой цены на продукцию, что является временным фактором. Тем более что КНР и Южная Корея начинают проводить экспансию своей продукции на российский рынок. Ее цена сопоставима с производимой в России, а во многих случаях ниже ее, при том, что технические характеристики и эксплуатационные свойства удовлетворяет требованиям потребителей.

Нельзя сказать, что данная ситуация не находит понимания среди отечественных производителей. Но разрозненность, отсутствие единой технической и технологической политики в ближайшие годы может привести к серьезным проблемам и потере приоритета отечественной техники.

Необходимо найти возможность объединяющей политики, которая поможет предприятиям­производителям, научным организациям, коммерческим структурам и потребителям автогенной техники обеспечить взаимодействие и не допустить появления на рынке низкокачественной иностранной техники, и самое главное — сохранить приоритет отечественной техники перед импортной. Для этого требуется провести работу по обновлению нормативнотехнической документации действующей на территории РФ, а на ее основании ввести обязательную сертификацию всей автогенной продукции, как отечественных, так и иностранных производителей на соответствие требованиям норм. Причем испытания должны проводиться под жестким контролем Ростехнадзора в специализированных лабораториях с последующей выдачей сертификата уполномоченным сертификационным органом.

Один из возможных вариантов взаимодействия производителей автогенной техники — это создание научнопроизводственного объединения. На рис. 1 предлагается возможная структура.

В нее должны войти: аппарат управления, научнотехнический и инженерный центр, коммерческо­маркетинговый центр, производители автогенной техники, сертификационный центр и независимая испытательная сертификационная лаборатория, производители оборудования для производства технических газов, производители материалов для производства ацетилена, производители газовых баллонов, производители вспомогательных материалов и др.

Для разъяснения представленной структуры объединения приводим в Таблице перечень предприятий, работающих на российском рынке, с учетом их специализации.

Создание научнопроизводственного объединения может пройти в два этапа

1 этап

Привлечение в объединение самостоятельных предприятий разрабатывающих, выпускающих и реализующих автогенную технику на территории России.

Предприятия должны представлять все основные ветви отрасли: производство массовой аппаратуры, наукоемкой сложной техники, специализированной техники; научнотехническое направление в области создания автогенной техники; производство сопутствующих материалов и комплектующих; реализация продукции.

Для эффективного сбыта выпускаемой продукции привлечь коммерческие структуры активно работающие на рынке в направлении продаж автогенной техники в РФ. В Москве это следующие фирмы: ЗАО «Мидасот», ООО «СВАРБИ», ООО «Земля сварщиков», ООО «Авант», ООО «Магимэкс», ООО «Лига сварки», Торговый дом «Центр сварочной техники», ООО «Свага», ООО «ИТЦ Геллиос» и др.

2 этап

Включение в состав объединения новых предприятий для представления на рынке полного объема продукции по направлению автогеники.

Включение предприятий по выпуску оборудования для производства газов.

Модернизация ведущих предприятий для организации современных производств автогенной техники. Схемапроект объединения представлена на рис. 2.

 

Автор статьи и инициативная группа по созданию объединения предприятий автогенной отрасли будут благодарны за комментарии и предложения специалистов, высказанные по данному вопросу.

Александр Константинович Никитин
Генеральный директор
«СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ»
email: avtogentm@yandex.ru

$count_ban=1