$count_ban=1

Гидроприводы — итоги 2012 года

$count_ban=3

 

Московское представительство журнала «О+Р» («Ölhydraulik und Pneumatik», Германия) — наиболее авторитетного мирового издания в данной области техники — любезно предоставило нам подборку последних номеров (3, 5, 6, 9, 10 и 11-12) 2012 года, из которых явно просматриваются основные направления развития гидроприводов. Среди них следует, прежде всего, отметить энергосберегающие технологии, высокоинтеллектуальные комплектные электрогидравлические приводы и уникальные проекты, причем во многих случаях они взаимно пересекаются.
 

Энергосбережение и альтернативные источники энергии

Одной из наиболее актуальных проблем современной приводной техники является энергосбережение, именно эта проблема стала основной темой Ганноверской выставки MDA 2012 года и широкой дискуссии на страницах журнала «О+Р».

Усовершенствованные энергоэффективные системы для обрабатывающих центров предлагает фирма HAWE. Компактное устройство (рис. 1) содержит алюминиевый оребренный бак для масла, внутри которого расположен насосный агрегат, а снаружи — гидропанели с аппаратурой, а также возможно размещение фильтра, аккумулятора и воздушного маслоохладителя. Вместимость бака 1,5–9 л, приводная мощность 1,4 кВт. Высокая энергоэффективность обеспечивается за счет применения двухуровнего насоса (радиального до 700 бар и шестеренного до 200 бар), возможности работы в насосно-аккумуляторном режиме (насос периодически подзаряжает аккумулятор, а в паузах разгружается), минимизации потерь давления в соединительных гидролиниях, поскольку компактные малошумные агрегаты располагаются рядом с гидродвигателями. Не пренебрегают разработчики и «мелочами», снижая потери давления в фильтрах, полностью исключая утечки в седельных гидроаппаратах, применяя маломощные магниты (до 8 Вт) и распределители с памятью, позволяющие отк-лючать электромагниты от сети после переключения. Все эти меры помогают существенно ограничить тепловыделение и увеличить срок службы рабочей жидкости (РЖ).

 

Рис. 1

Новые запатентованные энергосберегающие гидроагрегаты Römheld GmbH имеют интеллектуальный контроллер с датчиком давления, переводящим электродвигатель в энергосберегающий режим при увеличении давления в гидросистеме до заданного уровня. Разработаны также портативные исполнения агрегатов.
Частотно-регулируемые приводы насосов Bosch Rexroth обеспечивают снижение энергопотребления до 80 % и шума — до 20 %, одновременно возрастает срок службы РЖ и снижается тепловыделение.

 

Рис. 2

 

Большие резервы рекуперации энергии имеются в мобильном оборудовании, работающем в режиме частых разгонов и торможений и/или подъема и опускания грузов. Исследование модели мобильной машины показывает, что применение гидростатической трансмиссии (рис. 2) с гидромоторами колес и обратимыми гидромашинами с рабочим объемом V0 = 56 см3, а также подключаемого через специальную муфту маховика на магнитных подшипниках, способного вращаться с частотой nmax = 3900 мин-1, позволяет снизить энергопотребление на 14 %.
Фирма Walter Hunger GmbH предложила оригинальное решение для волновых электростанций. На морском шельфе глубиной около 10–12 м устанавливается рама, шарнирно связанная с так называемым осциллятором Oyster размером 12×26 м, удерживаемым в вертикальном положении двумя специальными гидроцилиндрами диаметром 120 мм. Гидроцилиндры оборудованы датчиками перемещения, ускорения и давления в поршневой и штоковой камерах (рис. 3).

 

Рис. 3

Во время волнения моря осциллятор отклоняется от вертикали, создавая повышенное давление в гидроцилиндрах (p = 120–160 бар), которое передается по трубопроводу на расположенный на берегу гидропривод электрогенератора мощностью 800 кВт. Надежность гидропривода, работающего на 95-процентной водно-гликолевой смеси, оценивается в 25 млн циклов. Требования высочайшей надежности и долговечности диктуют необходимость применения коррозионностойких материалов и покрытий (Ultraplate для штока). Обсадная нержавеющая труба гильзы цилиндра и тонкая внутренняя оболочка из углеродистой стали были соединены методом дорнирования, причем после износа вкладыш может быть заменен. Специальные штоковые опорно-уплотнительные элементы полностью исключают утечку и трение «металл-по-металлу»; предусмотрен узел компенсации износа манжеты с помощью инъекции специального геля, проводимой водолазом. Дальнейшее развитие проекта предусматривает новый дизайн цилиндров большего размера, повышение надежности, увеличение интервалов обслуживания, возможность использования чистой воды в качестве РЖ.
Электрогидравлические приводы Moog применяются для разворота лопастей ветрогенераторов, в подшипниках скольжения и в ряде случаев — для гидростатических передач. В результате эксплуатации уже более 30 тыс. ветро-установок во всем мире накоплен богатейший опыт в области управления ветроэнергетическими системами.

 

Высокоинтеллектуальные комплектные электрогидравлические приводы
В современных гидроприводах, например, авиационных, расстояние от централизованной насосной установки до гидродвигателей может измеряться несколькими десятками метров. При этом существенно возрастают потери мощности, а масса трубопроводов достигает 70–80 % от массы гидросистемы, что делает гидроприводы неконкурентоспособными по критерию отношения мощности к массе, т.е. фактически теряется одно из основных преимуществ гидравлики. В этой связи конструкторы упорно работают над созданием автономных комплектных приводных механизмов, которые соединяются с энергетической установкой и системой управления только электрическими проводами. Это позволяет упростить конструкцию, повысить безопасность (в том числе экологическую) приводных механизмов и их компактность, обеспечить оптимальное сочетание электрических и гидравлических компонентов.

Один из первых шагов электрогидравлической интеграции — компактный агрегат HAWE (рис. 1), который, однако, еще не содержит встроенного гидродвигателя. Следующим шагом является компоновка насосных мини-агрегатов не-посредственно на гидроцилиндре, что впервые демонстрировалось в Ганновере в 2011 году, а сейчас находит практическое применение, например, в механизмах опрокидывания кузовов самосвалов.

Новейший комплектный гидропривод HKAL фирмы EMG Automation GmbH содержит насос, электродвигатель, аппаратуру управления, компенсатор объема и гидроцилиндр (усилие до 500 кН, ход до 1 м), реализуя принцип «все в одном».

Опережающее развитие получают высокоинтеллектуальные комплектные электрогидравлические приводы, в которых шариковинтовые передачи, применяемые в чисто электрических версиях, заменяют гидроцилиндрами. Это позволяет упростить и удешевить конструкцию и, самое главное, — существенно повысить надежность, особенно в высокодинамичных силовых режимах работы.

Фирма Voith Turbo разработала так называемый гибридный привод с сервонасосами в закрытом контуре (CLDP). Авторы разработки считают, что, несмотря на значительный прогресс электроприводов, гидроприводы для металлорежущих станков обладают особыми преимуществами, от которых машиностроители не должны отказываться: цилиндр — простейший линейный двигатель, надежная защита от перегрузки и «бесконечный» срок службы. Известно, что при работе в замкнутом контуре с дифференциальным цилиндром возникает проблема разности объемов РЖ в гидролиниях. Приводы CLDP (рис. 4) позволяют снять эту проблему за счет применения так называемого «дифференциального насоса».

 

Рис. 4

 

В этом случае на валу серводвигателя установлены два рабочих комплекта шестеренных насосов внутреннего зацепления, причем соотношение их рабочих объемов равно соотношению площадей поршня цилиндра, а объем штока компенсируется с помощью аккумулятора, который также выполняет функцию бака. Реверс движения цилиндра и изменение скорости обеспечиваются путем программного изменения направления и частоты вращения серводвигателя. Таким образом, дроссельные потери мощности пренебрежимо малы. Минимальная частота вращения для создания требуемого давления составляет 100 мин-1. Основные параметры CLDP: рmax = 25 МПа; nmax = 3000 мин-1; максимальная скорость 132 мм/с; усилие до 196 кН; мощность 26 кВт; достигаемая точность – 10 мкм.
Аналогичное решение — электро-гидростатический привод (ЕНА) фирмы Moog — содержит серводвигатель, радиально-поршневой насос, гидроцилиндр, контроллер и соответствующее программное обеспечение. Соединяя энергоэффективность электроуправления с простотой хранения энергии и надежностью гидропривода, ЕНА является идеальным вариантом для тех случаев, когда предъявляются высокие требования к мощности, надежности, экономии энергии, экологической безопасности и возможности интеллектуального резервирования. Кстати, фирма Moog уже имеет длительный опыт практического использования подобных агрегатов в авиации.
Компактный электро-гидростатический привод ЕНА фирмы Parker (рис. 5) обеспечивает беспрецедентно высокую мощность, долговечность, скорость до 84 мм/с и идеален для установки в ограниченном пространстве машин сельскохозяйственной техники.

 

Рис. 5

Гидромашины, гидроцилиндры

Специалисты IFAS (Аахен, Германия) сообщают о создании новой радиально-поршневой гидромашины с коническими поршнями и распределительными дисками. Авторы считают, что в мире гидромашин чаще встречается аксиально-поршневая версия с наклонным диском или наклонным блоком, которая за 50 лет развития стала намного совершенней с точки зрения эффективности, шума и износа, однако потенциал ее дальнейших улучшений невелик. Целью работы немецких специалистов является усовершенствование радиально-поршневой машины: уменьшение изгиба поршней, снижение потерь на трение, утечек и шума, упрощение конструкции, а также обеспечение работы в режиме насоса и гидромотора.

 

Рис. 6

 

Основные отличительные особенности конструкции (рис. 6) – выполнение поршня и башмака как единой детали и использование разгруженных конических опорно-распределительных дисков. Регулирование рабочего объема обеспечивается путем изменения эксцентриситета статорного кольца.

Коническая форма поршней, переходящая в сферу у их основания, позволяет поршням самоустанавливаться
в рабочих камерах ротора с наклоном до 10°, причем герметизация достигается специальными поршневыми кольцами, установленными в центральной зоне сферы (аналогичное решение используется в гидромашинах F11 фирмы VOAC). В головной части поршней предусмотрены гидростатически разгруженные башмаки, прижимаемые к статорному кольцу (начальный прижим обеспечивается специальными кольцами).

Представляют интерес гидростатически разгруженные конические опорно-распределительные диски с возможностью компенсации износа, расположенные по обе стороны ротора. Жесткий приводной вал установлен на двух мощных шарикоподшипниках; очень естественно и технологически просто выполнены внутренние каналы. В экспериментальной модели были установлены 9 поршней диаметром 20 мм; V0 = 40 см3.

Ряд новых решений предлагает фирма Sauer Danfoss. Среди них — комплектный агрегат LDU20 U-Style для гидростатических приводов сельхозтехники мощностью 22 кВт, который имеет размеры 170×180×240 мм и крепится непосредственно к коробке передач. Эффективный и компактный аксиально-поршневой насос DDC 20 (V0 = 20 см3) прямого управления (рис. 7) предназначен для небольших машин и отличается высоким КПД, низким уровнем шума и вибраций, удобством встройки (длина 183,5 мм).

 

Рис. 7

 

При давлении 200 бар и частоте вращения 2000 мин-1 уровень шума не превышает 78,5 дБА.

Фирмы Oilgear Towler GmbH и Linde сообщают о расширении линейки своей продукции — внедрении электронного управления аксиально-поршневыми насосами с наклонным диском (V0 = 50 см3), позволяющего оптимизировать режим работы дизеля и сократить потери энергии.

 

Рис. 8

 

Типоразмерный ряд шестеренных насосов внутреннего зацепления фирмы Eckerle теперь содержит исполнения
с V0 = 0,2–250 см3. Одна из типичных областей их применения — приводы ворот. Сердцем гидросистемы является компактный насосный агрегат (рис. 8), комплектуемый насосами типов EIPS, EIPR или EIPQ.
Для контроля положения ворот используется радарный датчик, причем открывание производится гидроцилиндром с питанием от встроенного шестеренного насоса, а закрывание — возвратной пружиной. Новые насосы исключительно малошумны и герметичны: давление 200 бар достигается уже при частоте вращения 100 мин-1.
По сравнению с другими шестеренными насосами (например, внешнего зацепления) энергосбережение может достигать 80 %, обеспечиваются полная экологическая безопасность и высокая долговечность. Система открытия ворот работает так быстро и надежно, что вильчатый погрузчик может проезжать без остановки (в двери предусмотрено специальное окно для безопасности).

Прогресс отмечается и в конструкции ручных насосов. Компания SPX HT разработала две новые модели: P19L (вес 2,3 кг; вместимость бака 443 см3) и P59L (4,1 кг; 1082 см3) с максимальным давлением 700 бар при сниженном на 40 % усилии на рукоятке, причем предусмотрено автоматическое переключение с низкого давления на высокое. Насосы оснащены встроенным замком блокировки рычага и лапами с четырьмя монтажными отверстиями.
Новые шестеренные мотор-редукторы внутреннего зацепления фирмы Bucher Hydraulics GmbH модели QXM имеют р = 180 бар, V0 = 3; 8; 20 и 32 см3, частоту вращения до 10 тыс. мин-1 и гидромеханический КПД 92 %; они оптимальны для привода вентиляторов мобильных машин (рис. 9).

 

Рис. 9

 

Гидромоторы героллерного типа НР30 фирмы Eaton имеют р = 315 бар; V0 = 344–677 см3 и развивают крутящий момент до 2900 Н∙м. По компактности дизайна и пусковому моменту эта модель — лидер в своем классе. Гидромоторы могут комплектоваться 2-ступенчатой коробкой передач и встроенным пружинным тормозом; возможно их использование в опасных зонах.
Продолжают развиваться поворотные гидродвигатели SM4 фирмы Eckart GmbH с несамотормозящими винтовыми нарезками. Основные параметры: р = 250 бар; момент до 250 кН∙м, углы поворота 90, 180, 270 или 360°. Возможно точное позиционирование (±5°), регулируемое торможение, оптимальные материалы. Гарантируется  долговечность работы.

 

Рис. 10

Специальные гидроцилиндры фирмы HZB диаметром до 600 мм рассчитаны на давление до 1000 бар (рис. 10).
Возможно единичное или серийное производство одноштоковых или телескопических (×2) моделей. Цилиндры
с минимальным уровнем трения используются в испытательных лабораториях и комплектуются гидростатическими подшипниками и сервоклапанами. При производстве уделяется повышенное внимание конструкционным материалам (высокопрочные стали), уплотнениям, устройствам управления. Специальные гильзы, произведенные по ГОСТу, поставляются в Россию.

 

Гидроаппаратура

Пропорциональные клапаны RL45 фирмы Atos со встроенной цифровой электроникой комплектуются датчиком давления и рассчитаны на давление до 315 бар и расходы до 1000 л/мин. Основными преимуществами является отличное быстродействие, незначительный гистерезис, высокая стабильность и линейность характеристики, которая при необходимости может быть легко исправлена встроенным программным обеспечением.

 

Рис. 11

 

Обширное исследование фирмы SUN Hydraulik посвящено сокращению энергопотребления в гидросистемах мобильных машин с использованием тормозных клапанов прогрессивного ввертного монтажа (рис .11).
Рассмотрены различные схемы включения аппаратов, а также влияние коэффициента соотношения площадей управления при условии, что давление открывания на 30 % превышает давление, создаваемое нагрузкой. В результате проведенного исследования создан новый тормозной клапан LoadMatch, позволяющий оптимизировать процесс торможения и снизить энергетические потери.

Интересна статья обзорного плана, посвященная развитию пьезоэлектрических микроклапанов. Рассмотрены характеристики и особенности различных типов пьезоактуаторов (в виде столбика, изгибные, трубчатые, ультразвуковые моторы). Показано, что эти устройства обладают рядом уникальных характеристик. Например, столбик размером 5×5×9 мм под действием управляющего напряжения 120 В удлиняется на 8 мкм, развивая усилие 800 Н, а его резонансная частота колебаний составляет 135 кГц! К числу недостатков относятся значительные управляющие напряжения и весьма ограниченное перемещение, которое может, впрочем, увеличиваться за счет рычажной передачи или гидравлического мультипликатора. Приводятся примеры практического использования фирмами AscoJoucomatic, Hoerbiger, Marco и Bosch (в клапане дизельного вспрыска размером ø20×150 мм со временем переключения 100 μс). В заключение делается вывод, что пьезоэлектрические устройства могут найти применение в инновационной общей концепции компактной, энергоэффективной и высокодинамичной мини-аппаратуры управления.

Управляющие устройства и датчики

Новый универсальный модуль управления POS-124 фирмы W.E.ST позволяет управлять двумя осями по шине Profibus с учетом «гидравлической» специфики: линеаризации нелинейностей, компенсации дрейфа, прямой связи для уменьшения ошибки слежения, контроля действий по стабилизации гидросистемы. Возможна синхронизация движений с высокой точностью.

 

Рис. 12

 

Компания Teupen предлагает роторные кодировщики углов наклона и поворота звеньев различных механизмов. Их применение позволяет создавать специальные устройства для работ в труднодоступных местах, где раньше требовалась установка строительных лесов (рис. 12). Оптические абсолютные датчики СВЕ и CRE способны работать с шинами CАNopen и Profibus, имеют корпус из алюминия или нержавеющей стали с толщиной стенки 5–10 мм, вал из нержавеющей стали ø 12 мм, допускающий радиальные и осевые нагрузки до 250 Н. Датчики имеют степень защиты IP69K и диапазон рабочих температур от -40 до +85 °С. Все это соответствует высочайшей степени безопасности.

 

Рис. 13

 

Новый проект HydroSens позволяет установить в напорном фланце насоса (рис. 13) микродатчики температуры, давления и расхода, представляющие из себя идеальную диагностическую систему не только для насоса, но и для всей гидросистемы.

Датчики расхода контролируют также направление потока. Анализ на примере земснаряда показал, что с соответствующим программно-математическим обеспечением возможна диагностика скорости, крутящего момента и мощности, КПД гидропривода, процентного содержания воздуха в РЖ, а также оценка состояния всех компонентов машины в целом.

Интересная новинка — пропорциональные электромагниты фирмы Magnet-Schultz, позволяющие без специальных датчиков определять положение электромагнитного привода.

Фирма Еaton уделяет особое внимание электрогидравлическим решениям при оптимизации производственных процессов в машиностроении. Инновационная технология SmartWire-DT™ является основой для объединения электрических и гидравлических компонентов в единую систему для надежной и эффективной работы станка. При этом интеллектуальное соединение электрических компонентов заменяет стандартную проводную сеть, обеспечивая прямую и непрерывную связь между центральным контроллером и приводами. Одной из интересных новинок являются также «умные» рукава высокого давления со встроенными в заделки тензодатчиками. Таким образом, рукав может выдавать в диагностическую систему сигнал: «Я скоро разорвусь. Требуется замена!». Разумеется, такие решения применяются в наиболее ответственных участках гидросистемы.

Фильтровальная техника
Фирма Argo Hytos рекламирует специальные фильтровальные устройства in-line типов Е068/Е088, одновременно выполняющие функции всасывающего и сливного фильтров, что позволяет, в частности, увеличить подпор во всасывающей линии насоса для обеспечения бескавитационного режима его работы при повышенной частоте вращения.

Неправильное обращение с современными экологичными гидравлическими жидкостями, считают специалисты фирмы Hydac, часто приводит к возникновению электростатических разрядов и образованию продуктов старения (лаков), отрицательно влияющих на работу гидросистем. Электрические разряды разрушают фильтроэлементы, клапаны и датчики и могут даже привести к взрыву РЖ. Возможно местное разрушение фильтрующих сред, например, появление дыры 200 мкм в 3-микронном фильтре. На специальном стенде специалисты Hydac тщательно исследовали электростатические характеристики фильтров, в результате создав серию специальных фильтроэлементов Stat-Free®. Было также установлено, что лаки интенсивно образуются в зоне местного перегрева (> 300 °С). Если в гидросистеме возникает острая проблема с лаками, могут применяться специальные фильтры IXU, принцип действия которых основан на химических процессах. Чтобы состояние масла не ухудшалось, рекомендуется регулярно исследовать пробы методом RULERTM (Hydac).

Уникальные проекты
В статье специалистов фирмы Tracto-Technik рассказывается об истории становления и 50-летнем опыте работы в области бестраншейной замены труб для газа, воды, теплоснабжения, телекоммуникаций, силовых электрических кабелей и сточных вод.

Камнеформовочная машина фирмы Masa (рис. 14) с датчиками Balluff предназначена для изготовления широкой номенклатуры тротуарной плитки и бордюров с возможностью гибкого перепрограммирования на заданный размер.

 

Рис. 14

 

Гидроприводы здесь не имеют альтернативы, поскольку эффективно демпфируют перемещение больших масс с высокой динамикой, а также характеризуются отличной долговечностью и удельной мощностью. Гибкость управления, практически неограниченный ассортимент, высокая воспроизводимость и качество продукции обеспечиваются с помощью магнитострикционных измерительных преобразователей Micropulse со степенью защиты IP67.

 

Рис. 15

 

«Гидравлический тормоз ECO Drive экономит энергию и продлевает службу машин литья под давлением», – говорится в материале, подготовленном фирмой Parker. Эти высокопроизводительные машины (рис. 15) широко используются в производстве автомобильных колесных дисков, ответственных деталей самолетов и других изделий.
С помощью серво-пропорциональных клапанов Parker серий TDP и TPQ обеспечиваются беспрецедентная скорость и точность управления гидравлическими тормозами с удерживающей силой 50 000 кН. Таким образом, достигается не только большая производительность, но и надежная защита тормоза от пиков давления, что повышает долговечность машины в целом и способствует сокращению энергетических потерь.

Компания Oelhydraulik Hagenbuch (Швейцария) поставляет программное обеспечение, согласованное с техпроцессом, системы управления и гидравлику «из одних рук». При моделировании, позиционировании и испытаниях используются электрогидравлические гексаподы с 3–6 степенями подвижности. 6-координатная платформа Hexamove широко применяется в аттракционах и киностудиях. Одно из типичных применений — прецизионная платформа-носитель для монтажа шасси самолета Airbus А380 (рис. 16).

 

Рис. 16

 

В статье фирмы SMS Meer изложены результаты исследования возможностей энергосбережения в уникальной установке растяжения колец усилием 5000 кН. При работе установки мощный дифференциальный гидроцилиндр, установленный вертикально и позиционируемый с точностью 0,01 мм, через конус воздействует на 9 или 12 горизонтально расположенных сегментов, обеспечивающих растяжение кольца. Было установлено, что комбинация частотно-регулируемого асинхронного серводвигателя Intradyn MAF 160C-0200 мощностью 65 кВт и расположенных на общем валу двух аксиально-поршневых насосов фирмы Bosch Rexroth (A4VSOLR2D с V0 = 355 см3 на подъем и 125 см3 на опускание), оснащенных регуляторами мощности, обеспечивают экономию энергии от 40 до 70 %.
Уникальный железнодорожный мост был создан фирмой ATP Hydraulik AG для двухпутевой железнодорожной ветки между городами Сингапур и Бангкок в Малайзии. Перед разработчиками проекта (рис. 17) не стояла классическая проблема «Как строить мост — вдоль или поперек реки?» — они сделали его поворотным.

 

Рис. 17

 

Во время трансформации моста 100-тонная стальная конструкция приподнимается специальным гидроцилиндром диаметром 1000 мм и затем поворачивается четырьмя поворотными цилиндрами на угол 73°, достаточный для судоходства, причем безопасность обеспечивается специальными блокировочными и фиксирующими устройствами. Эта операция будет производиться дважды в сутки. Сооружение планируется ввести в эксплуатацию весной 2013 года.

 

Рис. 18

 

Фирмой Moog в содружестве с Volkswagen создан уникальный электрогидравлический стенд (рис. 18) для динамических испытаний по 16 (!) осям рулевого управления, трансмиссии и тормозной системы автомобиля. Качество Volkswagen уже оценили миллионы клиентов во всем мире.

Фирма Bosch Rexroth успешно завершила масштабный проект механизации сцены Большого театра. Более 600 гидравлических и электрических приводов поднимают на высоту до 16 м со скоростью до 0,7 м/с семь двухъярусных сценических платформ весом 70 тонн, размером 22×3 м и высотой 10 м; обеспечивают наклон верхней поверхности платформы, опускание и подъем предметов почти в любой точке сцены. Два лифта быстро и безопасно доставляют декорации и исполнителей с нижнего уровня наверх; оркестровая яма имеет опускаемый парапет и пять отдельно регулируемых платформ гибкого изменения ее топографии. Механизированы поворотный круг, устройства подачи декораций, тележки танцевального пола размером 22×21 м, система освещения. Несмотря на расширение нижней сцены, из-за недостатка места не было технической альтернативы компактной гидравлике с ее уникальной удельной мощностью и свободным размещением гидродвигателей. Учитывалось также особое преимущество гидравлики — плавное и бесшумное перемещение платформ и их надежное удержание в любом положении без дополнительного энергопотребления.

 

Рис. 19

 

Гидропривод имеет следующие уникальные параметры: вместимость бака 50 000 л (рис. 19), общая приводная мощность насосов 700 кВт, суммарная вместимость аккумуляторной станции 13 000 л. Насосы и аккумуляторы способны генерировать подачу до 9 000 л/мин при давлении 180 бар. Особое внимание уделялось надежности и безопасности. Все механизмы были протестированы на стендах Rexroth при нагрузке 125 %. Информационно-управляющая система контролирует движение всей сценической механизации, в том числе с удобных переносных пультов. Децентрализованные ЦПУ осей перерабатывают команды, обеспечивая выполнение сложных задач режиссуры и реализуя основной девиз проекта — мультитехнология для максимальной свободы творчества.

 

Рис. 20

Развитию шельфовых технологий на глубине до 50 м посвящена последняя разработка фирмы Montanhydraulik — корабль Vidar (рис. 20), оснащенный четырьмя выдвижными опорами длиной 90 м и диаметром 4,8 м, которые синхронно опускаются до дна со скоростью 1 м/мин и автоматически выравниваются, обеспечивая судну горизонтальное положение. Далее 48 специальных коррозионно-стойких цилиндров извлекают корабль водоизмещением 25 000 тонн из воды. Штоки цилиндров имеют керамическое покрытие, под которым нанесены риски, взаимодействующие с позиционным датчиком системы синхронизации. Предусмотрена направляющая рама, которая поднимается шестью синхронизируемыми цилиндрами ø 800 мм на высоту до 10,4 м, причем каждый из цилиндров развивает усилие 1400 тонн. 1200-тонный кран может обеспечить монтаж фундаментов и ветровых турбин. Длина корабля составляет 136,5 м, ширина — 41 м, скорость до 18 узлов, грузоподъемность до 6500 тонн. Параметры гидропривода: вместимость бака 18 м3, приводная мощность 8500 кВт, давление до 320 бар, подача насосов до 18 000 л/мин. Спуск корабля на воду планируется летом  2013 г.

Разумеется, автор выбрал лишь наиболее впечатляющие материалы из журналов «О+Р», далеко не исчерпывающие их содержание. Тем не менее, даже эта выборка ярко свидетельствует о наличии мощного потенциала дальнейшего развития современного гидропривода, все более и более опровергающего поговорку «Сила есть — ума не надо!».

 

В.К. Свешников, к.т.н., ЭНИМС

$count_ban=1