$count_ban=1

Инновационное отечественное станкостроение оборонно-промышленному комплексу

$count_ban=3

На конференции выступали — президент Ассоциации Станкоинструмент  Г.В. Самодуров, зам. генерального директора ОАО «Станкопром» В. В. Серебренный, директора, представители предприятий: «ВНИИИНСТРУМЕНТ», ОАО «Седин», ОАО «САСТА», «Компания РИТС», «ЧелябНИИконтроль», НПО «Станкостроение» г. Стерлитамак, УК холдинга «Белстанкоинструмент»-МЗОР» и др.
Наибольший интерес вызвал доклад президента ассоциации «Станкоинструмент» Г. В. Самодурова о работе по реализации постановления Правительства № 56 от 07.02.2011 г., которое призвано обеспечивать взаимодействие предприятий станкостроительной отрасли и ВПК. Постановление вводит определенные ограничения на поставку импортной продукции на предприятия, работающие на нужды безопасности страны при наличии российских аналогов оборудования.


Освоение программы перевооружения предприятий ОПК создает колоссальные условия для развития внутреннего рынка потребления МО, пик которого ожидается на 2015–2017гг. Однако, без соответствующей подготовки и при отсутствии системного подхода выполнить это невозможно. Необходимо создание условий для динамичного
развития отечественного станкостроения.


И здесь на помощь производителям станков призвано прийти постановление № 56. Однако именно оно в некоторой степени обостряет взаимоотношения между станкостроителями и предприятия ОПК. Слышны заявления о том, что оно не только не помогает, а сдерживает перевооружение предприятий. В Ассоциации «Станкоинструмент» сконцентрирована большая информация о том, что нужно заводам ВПК и что они реально приобретают. Статистика свидетельствует — продолжается бессистемная закупка оборудования.  

На российском рынке поставщиков МО для предприятий ВПК работает порядка 270 организаций, из которых 15 обеспечивают 70–75% всех заявок. А остальные 70% из числа дилеров поставляют по 1–2 единицы оборудования в год в обход 56 постановления. Здесь кроется другая опасность, заключающаяся в том, что на предприятия ВПК допущены фирмы-однодневки, которые, как правило, не обеспечивают необходимых гарантий или сервисную поддержку, не решают технологические проблемы при создании новых образцов продукции. В этом проявляется местничковый интерес, как предприятия, так и поставщика оборудования. Постановление № 56 призвано убрать таких поставщиков с рынка. Приведенная статистика показывает — документ не запрещает поставку импортного оборудования, он отсекает низкий по техническому уровню и качеству товар, то есть создает условия по поставке современного высокотехнологичного наукоемкого оборудования. Рабочая группа Ассо-циации в 60–65% запросов рекомендует выдачу разрешения на ввоз оборудования, и только в 30–35% принимаются решения о наличии российских аналогов. Таким образом, документ работает и защищает отечественного производителя. Анализ всех заявок, поступающих от заводов ВПК, подтверждает — нам нужен рынок, чтобы отрасль имела динамику развития. А сейчас, из 7 000 оборудования, поступившего на предприятия оборонно-промышленного комплекса, через механизм 56 постановления прошло только 1700 ед.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться — импортные станки выдаются за отечественные. Схема такова: на складах СП зарубежным машинам присваивается внутренний номер, сертификат на станок покупается и оборудование выдается как сделанное в России. Планируется, что в начале 2014 года в силу вступит положение, регламентирующее страну производителя оборудования.

24 июля этого года прошло расширенное совещание под руководством председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, посвященное развитию станкоинструментальной отрасли. Председатель правительства обратился к предприятиям с жестким требованием незамедлительной организации выполнения постановления № 56.
Европейское сообщество ввело ограничения на поставку в Россию высокотехнологичного оборудования: «Оборудование, которое относится к группе товаров контролируемого экспорта в отношении предприятий и попадает под действие контрольного списка Европейского союза по урегулированию экспорта товаров и технологий двойного назначения» — последняя версия была принята 19 апреля 2012 года. В этот список входят: токарное оборудование с точностью позиционирования <6 мкм; шлифовальное, обладающее любой из следующих характеристик — точность позиционирования менее 4 мкм, три и более оси, которые могут быть одновременно скоординированы для контурного управления; станки для сверления глубоких отверстий, обеспечивающие максимальную глубину 5 000 мм и специально разработанные для них компоненты; управляемые ЧПУ машины контроля размеров с погрешностью измерения длины по трем осям, 7 мкм на длине 1 000 мм; бесконтактные измерительные системы с разрешающей способностью 0,2 мкм при диапазоне измерений 0,3 мм. Этот список довольно обширный и содержит много позиций, в том числе по комплектующим изделиям. Для российских станкостроителей это дополнительная информация для активизации работы по НИОКРам и созданию высокотехнологичного оборудования.

Это важная информация позволит проводить активную работу по созданию кооперационных производств и совместных предприятий, которые будут способствовать развитию и поднятию технического уровня отечественного станкостроения.

$count_ban=1