$count_ban=1

Система с обратной связью

$count_ban=3

 

Генеральный директор завода Игорь Иванов

 

Наш очередной репортаж с воронежского предприятия «Сименс Трансформаторы» —  части глобальной сети Siemens AG.
Планируемая мощность завода — 10 ГВА.
Площадь завода — 16 000.
Численность работающих — 400 человек.

 

Производство
 

В какой-то момент пожалела, что редакционным заданием стал репортаж с предприятия, а не портрет предпринимателя, например. Генеральный директор завода Игорь Иванов оказался очень интересным собеседником. Передо мной был образованный человек, не зациклившийся на вольт-амперах и отгрузке готовой продукции, а мыслящий категориями удлинения цепочек добавленной стоимости в отечественной экономике. Культивирует на предприятии обратную связь не из абстрактного «демократизма», а из прагматических соображений. «Отрицательная обратная связь делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров. Получить обратную связь от человека, который каждый день выполняет одну и ту же производственную операцию, и построить систему так, чтобы его информация дошла до состояния внедрения, сложно. Но мы это сделали. Персонал мотивирован на такую работу, и 70% идей, вышедших с завода, было централизованно зафиксировано. Мы на идеях наших сотрудников полмиллиона евро сэкономили, да и людям приятно премии получать». Иванов — оптимист без шапкозакидательства: «Кто продает импортное, тем тяжело, а тем, кто производит в России, — совсем неплохо, особенно если за тобой стоит хороший конкурентоспособный товар». Хотя не скрывает, что на самом деле не все гладко, потому что даже на внутреннем рынке цены на медь и сталь — основную составляющую продукции завода — рассчитываются по котировкам Лондонской биржи металлов. «Но есть в санкциях одна привлекательная вещь, — убеждает Иванов. — Правительству стало интересно, чтобы развивалось местное производство, и местным производителям из-за ослабления внешней конкуренции стало гораздо легче дышать. Главное, внутри страны выстроить систему, которая позволит промышленности развиваться».

 

Намоточный участок.

 

Мы переходим с участка на участок, следуя технологическому процессу изготовления трансформатора. Огромные светлые помещения, сверкающие полы. На мое одобрительное замечание по поводу вида производственных площадей, Иванов ответил ссылкой на Гёте: «Всякая внешняя благопристойность имеет свои внутренние основания». Вот так неожиданно жизненная философия наглядно стала философией бизнеса.

Воронежский завод стал лучшим стартапом в трансформаторном дивизионе Siemens за последние 10 лет. Направление движения Иванову тоже понятно. «Главное — лидерство по качеству и сокращение издержек. Это нелегкая стратегия для внедрения, но другого пути нет». Именно по этой причине завод углубляет локализацию. Сегодня завод покупает сталь в Новолипецке, везет в Германию, там ее режут, потом везет обратно, да еще и ввозную пошлину платит. «Развязав этот узел, мы снизим затраты, выйдем на 70‑процентную локализацию и удлиним цепочку добавленной стоимости, создаваемой в России».

На заводе есть свое конструкторское бюро. Основное направление разработок — снижение себестоимости трансформаторов. «Электротехника — отрасль достаточно зрелая, революционные прорывы в ней вряд ли появятся, поэтому все усилия будут направлены на снижение издержек», — объясняет Иванов.

 

Готовый к сдаче трансформатор мощностью 200 МВА.

 

Продукция
 

Завод «Сименс Трансформаторы» проектирует и производит силовые и тяговые трансформаторы для российского рынка и стран СНГ, не используя при этом проекты немецкой материнской компании. Силовая продукция — несерийная, с большим разбросом номинальной мощности — от 16 до 200 МВА. Подразделение тяговых трансформаторов выпускает в месяц 40 изделий, разделенных на три сегмента: до 3 МВА, от 3 до 5 МВА, свыше 5 МВА с верхней границей 7 или 10 МВА. По силовым трансформаторам выпуск хотят удвоить, по тяговым объем останется прежним, поскольку завязан на продажи компанией Siemens электровозов.

Технологии отработаны, тем не менее появляются проекты, которые ставят перед заводом новые задачи. Так, в 2014 году завод получил заказ на 12 млн. евро под проект компаний «НОВАТЭК» и Total для завода по производству сжиженного газа на Ямале. «У них довольно жесткие требования по экологии, и мы выполняем этот проект с негорючей жидкостью Middle. Она работает так же, как масло, только не горит. Это позволяет существенно экономить на расстоянии между трансформаторами, делать компактные подстанции, в том числе подземные. Это самый большой проект Siemens с Middle».

Мощность силового трансформатора в 200 МВА — это пока предел, определяемый грузоподъемностью заводского крана и высотой потолков. Но технологические возможности наращивать мощности трансформаторов есть. В перспективе возможно расширение портфолио завода и выпуск трансформаторов на классы напряжения более 220 кВ.

На заводе работает оборудование ведущих мировых производителей: Optimum, DORNIEDEN, MEIER, CONECRANES, DELU. В оценке возможностей завода Игорь Иванов откровенен: «Есть сегменты, где мы проигрываем. По трансформаторам малой мощности нам у конкурентов есть чему поучиться, а по трансформаторам мощностью свыше 63 МВА мы любого ценой за пояс заткнем, потому что такой трансформатор у нас получается по весу на 20% меньше, чем аналоги, у нас меньше материалов уходит». Курс на снижение издержек при высоком качестве диктуется тем, что 60–70% спроса на рынке обеспечено государственными закупками, где главный критерий выбора — цена. Это не сегмент потребительских товаров, где платят за бренд. Можно хвастаться дорогим мерседесом, но вряд ли кто будет хвастать тем, что у него на подстанции стоит трансформатор Siemens.

 

Потребители и рынки
 

Завод ориентирован на российский рынок, тем не менее есть проекты, в которых получателями продукции стали Казахстан, Белоруссия, Монголия, Эквадор, причем позиции в Казахстане позволяют рассчитывать на долю в 60% рынка. Здесь надо оговориться, что в другие страны поставка идет только в том случае, если проект финансируется из России, потому что «для других стран существуют другие заводы Siemens», — уточнил Игорь Иванов. Трансформатор одного класса, сделанный в Воронеже и на зарубежном заводе, одинаковы по цене, но заказчику зарубежное покупать дороже из-за доставки, таможенных платежей и роста курсовой стоимости валюты.

 

Персонал
 

Средний возраст работающих 28–30 лет. Когда завод строился, в местном энергетическом техникуме были организованы специальные группы, в которых обучали по программе завода. Есть кадры, пришедшие с других трансформаторных заводов, как правило, это намотчики либо руководители участков. Часть персонала прошла обучение в Германии.

Как известно, любая система работает со скоростью самого слабого звена, и для завода это намоточный участок. Все упирается в наличие подготовленного персонала, и завод сейчас инвестирует в обучение 10 человек. Персонал обучают не только профессиональным умениям, но и правильному поведению на производстве. Подробный анализ последствий внештатной ситуации для самих работников и их семей считают на заводе лучшим способом «дойти до сознания». К моменту визита завод 850 дней работал без ЧП.

Зинаида Сацкая

$count_ban=1