$count_ban=1

Технологический контроллинг — ключевой фактор модернизации производств

$count_ban=3

Это свидетельствует о том, что экономическая система не может развиваться без управления  «сверху» – статус «локомотивов» постоянно растет и требует компетентности на все более и более высоком уровне принятия решений для регулирования процессов техперевооружения предприятий. Поэтому ключевыми факторами развития и модернизации станкоинструментальной базы являются кадровая и институциональная компоненты, «заброшенные» в России и тормозящие развитие обрабатывающих отраслей и машиностроения в целом. В последнее время здесь явно проявился институциональный конфликт. Рыночная разновекторность действий участников модернизации производств вошла в противоречие с необходимостью их системной интеграции из-за взаимообусловленности техперевооруженческих задач. Процесс разрешения этого противоречия в обрабатывающих переделах машиностроительных отраслей лежит через так называемую компетентную объективность как форму независимого технологического контроллинга и экспертного инжиниринга производств. Рассмотрим эту проблему на примере техаудита производственной инфраструктуры предприятий и диагностики технического состояния станкопарка.  

Главным объектом модернизации является  станочный парк, который требует не только правильной реновации, но и квалифицированной поддержки работоспособного состояния и эксплуатационной эффективности. Для этого должны быть применены современные подходы и инструментарий.

 

Технологический контроллинг
Технологический контроллинг является новой формой управления производственной инфраструктурой предприятия. Без техаудита и контроллинга промышленным предприятиям очень трудно выдерживать конкуренцию с теми компаниями, которые их успешно применяют. Для предприятий важно, чтобы система контролинга могла предложить технологически обоснованные рекомендации для менеджмента, базируясь на  новых методах и моделях оптимизации производственных решений, в первую очередь, связанных со станочной техникой [2,3]. Технический раздел контроллинга сосредоточен на оперативной экспертизе и обслуживании средств оснащения, а технологическая компонента этой системы обеспечивает правильное обоснование решений по формированию и управлению станкопарком исходя из стратегических целей развития предприятия.
За последние 10 лет сменился не только технологический уклад производственных переделов машиностроения (заготовительных,  обрабатывающих, сборочных, тестирующих, логистических и подготовки производства), обновленных на основе IT-решений, инновационных обрабатывающих технологий, мехатронизации и комплексирования станочной техники [4,5].  Российскими предприятиями все больше закупается импортных станков нового поколения, внедрение и эксплуатация которых требует квалифицированных внутрипроизводственных мероприятий и новых кадров.  Критический износ  станочной базы машиностроения не дает времени на раздумья – предприятиям срочно нужны грамотные инженерные решения по обновлению/восстановлению станкопарка, генерировать которые должны компетентные специалисты. В основе таких решений лежит базовый принцип машиностроения  «Технология первична – средства оснащения вторичны!». В этой связи прямая замена устаревшего станочного парка «один в один»  невозможна – технологии ушли вперед, требуют реинжиниринга и их техническое оснащение должно быть адекватным. Инженерные кадры предприятий в инновационном плане серьезно отстали – как правило, им нужны адаптированные готовые технологические и дистрибутивные предложения. Поэтому часто задачи управления перевооружением стали выноситься с предприятий на  управляющие структуры. Однако проблема кадров и компетентности носит сейчас системный характер на всех уровнях.

В основе технологического контроллинга лежит прогрессивная система управления станочным парком (рис. 1).
Ее целью является координация систем планирования, технической экспертизы и контроля  технологической базы, информационной системы предупредительного обслуживания техники и выработки рекомендаций по ее обоснованной реновации [6,10].

Рис. 1. Компоненты системы  управления станочным парком

 

Отметим, что прозрачность процесса дистрибуций импортного станочного оборудования на предприятиях достигается только через внешний техаудит – тендеры не исполняют своей функции «объективной обоснованности» при формировании станочного парка. Сложившаяся на рынке практика выбора технических предложений через тендеры и прямое взаимодействие «дистрибьютор-предприятие» грешит ангажированностью в ущерб производственной необходимости. Снижать риски от этого можно компетентной объективностью за счет внешней техэкспертизы технико-коммерческих предложений поставщиков при обновлении станкопарка.

Актуальными задачами обновления/обслуживания станкопарка является:  техаудит → безразборная диагностика оборудования → сервис-поддержка техники. Рассмотрим эти взаимодействующие компоненты подробнее (рис. 2).

Рис. 2. Интегрированный комплекс взаимодействия инженерных служб по станкопарку

 

Технологический аудит

Техаудит носит сейчас статус институционального инструмента модернизации и технологического развития  промышленных предприятий[1]. В российской промышленной среде существует стереотип занижения ценности привлечения отечественных инженерных «мозгов» к серьезным проектам техперевооружения. Ставка делается на зарубежных специалистов и импортные инженерные решения. Основная проблема внедрения техаудита как услуги – сложность выделения его в самостоятельный рыночный продукт, который можно выставить на тендер и адекватно тарифицировать.  Причина в том, что техаудит является эффективным и неотъемлемым элементом  проектного, дистрибутивного и модернизационного инжиниринга и, как правило, взаимосвязан с такими производственными процессами  как «продажа средств оснащения», «внедрение станка», «проект модернизации», «трансферт технологии», «программа  развития», «техперевооружение», «продвижение инновации», «диагностика станкопарка»  и др. При этом все перечисленные составляющие аудита являются более востребованным и ценным продуктом на рынке. А техаудит воспринимается как приложение и инжиниринговая оболочка, которая повышает цену основного продукта и формирует условия сделки. Поэтому принято демпинговать цену экспертно-инжиниринговых работ, повышая конкурентоспособность общей сделки.  Как самостоятельная услуга техаудит имеет смысл при разработке программ развития или реструктуризации компаний с госучастием для создания объективной информационной базы о предприятии [7].

Реализация техаудита представляет собой предпроектный процесс с зачастую низкой достоверностью и неполнотой входной информации. Однако техаудит предлагает решения, которые определяют прогрессивность (инновационность) проекта и, как следствие, его будущую судьбу. Именно поэтому техаудит по сути является наукоемкой процедурой. Этим определяется и высокая стоимость услуги, где не может быть прямой связи между затратами времени и результативностью. При этом чем больше масштаб проекта и его промышленный статус – тем более значимой и весомой является техаудитная процедура. Несмотря на многоплановость задач технологического аудита, он должен выполняться по графику из-за взаимообусловленности данных (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент жизненного цикла проекта техперевооружения предприятия (начальные фазы графика выполнения работ)

 

Обычно «под инвестиционный проект» техаудитор является независимым экспертом и генератором эффективных решений. Он также выполняет функции технического надзора, так как процессы разработки проекта и контроля над его исполнением должны быть разделены. Если укрупненно выделить в проекте этапы бизнес-планирования (стратегический уровень), разработки проекта (оперативный уровень), внедрения (производственный уровень) и эксплуатации, то техаудитные услуги могут быть «сквозными» как минимум по первым 3-м уровням.
Эффективность техаудита оценивается такими критериями: 1. Ценность (значимость) полученных данных для целей проекта. 2. Качество (достоверность и адекватность) результатов. 3. Стоимость услуги. На эти критерии влияют «Масштаб проекта» и «Сложность экспертизы». Первый параметр  включает уровни: 1-станок; 2-операция; 3-техпроцесс; 4-станкопарк; 5-производственно-технологическая база (ПТБ) (модернизационный аспект); 6-инфраструктура предприятия (техперевооружение, программы развития); 7-отрасль, ФЦП (инвестиционный проект). Параметр «Сложность экспертизы» включает стадии: 1-статистическая; 2-соответствие (нормы и регламенты); 3-операционная (технологическая); 4-имитационная (MES); 5-инновационная (наукоемкая); 6-инвестиционная (ТЭО, риски); 7-стратегическая (конкурентоспособность и менеджмент) (рис. 4). На рисунке показано влияние перечисленных факторов на выходные критерии техаудита.  При этом техэкспертиза  должна быть строго целеориентирована.

Рис. 4. Изменение параметров эффективности технологического аудита (ТА) в проектах модернизации и техперевооружения

 

Независимость технической оценки внешними экспертами изначально задает ей объективную основу – именно такой подход требуется сейчас российским предприятиям. Это выгодно им как с производственной,  так и с экономической точки зрения.
Когда предлагаются услуги техаудита  у  заказчиков возникают вопросы: Зачем нужен техаудит? Можно ли самим спланировать модернизацию? Каких серьезных производственных эффектов можно ожидать от техэкспертизы? Можно ли доверять ее результатам – какова адекватность прогнозов и их практическая реализуемость?

 

Положим в основу ответов ряд основополагающих факторов машиностроения:  
1. Объектом техаудита является сложная производственная система, функционирование которой плохо поддается анализу и прогнозу.  Нужен сбалансированный комплекс свойств, поиск которого труден из-за их быстрого изменения, противоречивости выходных показателей, многообразия составляющих компонентов и логистики производства.
2. Ресурсоемкость  (затратность) создаваемой системы весьма велика, но эксплуатационные расходы в несколько раз выше при том, что срок окупаемости проекта исчисляется  несколькими годами. Высокие риски требуют профессионального анализа.
3. Предпроектная стадия  решения производственной проблемы – это предварительный сбор и анализ информации для выявления эффективных  решений, сгенерированных по приоритетам заказчика.
4.  Объективность решений – ключевой фактор экономии инвестиций и получения эффективного проекта на долговременную перспективу.
5. Адаптация проекта с учетом отраслевой специфики и производственных особенностей конкретного предприятия. Как правило, импортные решения «плохо ложатся» на российскую технологическую инфраструктуру – они эффективны лишь при  «нулевом» цикле создания производств. Симбиозные решения «вживления» зарубежных инноваций в существующие производства, как правило, не дают системного эффекта.

 

Тезисы ответов заключаются в следующем:
а) Решения, принятые на предпроектной стадии имеют важнейшее значение для достижения конечных целей проекта по показателям производственной эффективности и экономии ресурсов, выделяемых на модернизацию.
б) В вопросах технологической модернизации работает известный принцип: «Больное учреждение излечить себя не может. Любое лечение должно исходить извне».
в) Конечный результат производства – дорогой продукт, получающийся с помощью высокотехнологичных средств. «Цена вопроса» модернизации высока – нельзя подходить к этому без обоснованной «прозрачности» принятия решения.
г) Разработка эффективного проекта обновления производства возможна лишь на основе сравнительного технико-экономического анализа вариантов для выбора лучшего.
д) Эффективный проект разрабатывается  наукоемкими способами.
Реализовать такой проект могут независимые эксперты высокой компетенции.
Ответы на важные вопросы:
1. Почему нужен техаудит, а не осуществляется сразу проектная разработка?
– Комплекс проектно-аналитических работ с учетом экспертизы и поиска лучшего решения стоят весьма дорого. Модернизационную задачу разбивают на части  – выходит быстрее, дешевле и «прозрачнее»! Задача проектной организации – подробная инженерная проработка утвержденного заказчиком ТЗ. Формирование «эффективного» ТЗ для проекта и есть цель техаудитной экспертизы.
2. Возможно ли решить задачи модернизации своими силами или необходим аутсорсинг?
– Заводские службы отвлекаются  на текущие  задачи, и у них  нет навыков проектно-аналитической работы. На заводах нет необходимых программных средств. Насколько объективен и компетентен в проектно-экономических вопросах будет заводской специалист-эксплуатационщик, свыкшийся с привычным ходом производства?
3. Какова «цена вопроса» техэкспертизы?
– Стоимость техуадитных услуг намного меньше тех выгод, которые заказчик получит в результате найденного эффективного решения. Цена техаудита не превышает  15% от экономии, полученной от эффективного проекта. Это выгодно заказчику!

Техаудит станкопарка отвечает на вопросы: Какое оборудование подлежит первоочередной экспертизе? Каковы цели диагностических процедур?  Как диагностика станкотехники повышает конкурентоспособность предприятия? Какой вид диагностики показан тому или иному типу оборудования?

 

Безразборная вибродиагностика оборудования

Практика безразборной вибродиагностики оборудования нашла широкое применение за рубежом, однако она пока  не прижилась на российской почве. Ограничивающими факторами ее широкого внедрения на предприятиях являются низкая квалификация кадров-диагностов, устаревшая организация предупредительного обслуживания техники и отсутствие рыночно-ориентированной инфраструктурной среды продвижения. Отечественных специалистов, владеющих наукоемкими методиками безразборной экспертизы технического состояния станочного оборудования, весьма мало. Профессиональная компетентность – ключевой фактор вибрационной диагностики. В основе этой услуги лежат  не только знания динамики станков и возможностей диагностирующей аппаратуры, но и «know-how»-анализа/интерпретации, полученной с объектов информации. Такие специализированные методики и диагностические модели оборудования нарабатываются годами [6]. Алгоритмы принятия решений по предупредительному обслуживанию станкотехники осуществляются на основе современных научных разработок (рис. 5). Полученная диагностическая информация о техническом состоянии оборудования дает основу планирования ремонтно-восстановительных работ для служб предприятия, планирующих закупку запчастей и реализующих сервис.

Рис. 5. Алгоритм обслуживания оборудования по фактическому состоянию [8]

Отметим, что имеется большое многообразие диагностических методов оценки технического состояния систем и объектов (безразборной диагностики, способов неразрушающего контроля и дефектоскопии и др.). Стоит задача их структуризации, классификации и обоснованного выбора и применения для практического доведения таких методик до предприятий.

Сформированные диагностикой фактического состояния оборудования прогностические рекомендации должны быть практически реализованы специализированными подразделениями по обслуживанию станков.

 

Сервис-поддержка станочной техники

Достижение требуемого выходного качества продиагностированной машины обеспечивается специальной сервис-службой. Целью сервиса является поддержание и восстановление работоспособного состояния обслуживаемого оборудования на заданном техническом уровне на протяжении его жизненного цикла (рис.6).

Рис. 6. Структура организации технического сервиса технологического оборудования [9]

Сервис-обслуживание является неотъемлемым завершающим компонентом аудитно-диагностической процедуры в рамках системы технического контроллинга  станкопарка предприятия. Именно сервис-служба обеспечивает практическую реализацию выработанных рекомендаций по повышению технического уровня и параметров работоспособности диагностируемого оборудования [8]. Сервисные услуги при обслуживании техники не могут быть некачественными – малейшая «халтура» в производственных условиях проявляется весьма быстро.

Сервисное обслуживание должно вестись комплексно, когда агрегат (машина) диагностируется и обслуживается полностью, включая гидравлику, автоматику, механические и электрические системы. В этой связи необходимо применение самых современных подходов к сервисному обслуживанию станков [6, 8]. Оптимальные модернизационные решения по управлению станочным парком должны приниматься в рамках интегрированной информационной системы технологического контроллинга. В основе этого подхода  должна быть экспертная система поддержки принятия решений для обслуживания техники по наукоемкой RCM-методике.
 

Выводы

1. Необходимым условием эффективной модернизации машиностроительных производств, в том числе и станочной инфраструктуры, является компетентная объективность выполняемых инжиниринговых услуг.
2. Технологический контроллинг как высокоуровневая форма инжиниринга распространяется на многие уровни инфраструктуры предприятия и является наукоемким и комплексным инструментом обеспечения «прозрачности» принятия эффективных решений по управлению производственно-технологической базой.
3. Эффективность системы технического контроллинга машиностроительных производств базируется на специализированных профессиональных знаниях и наукоемких методиках техаудитной экспертизы, адекватных диагностических методах состояния и сервиса станочного оборудования, принятия решений по технологическому развитию предприятия.
4.Независимость инжиниринговой экспертизы производства (техаудита) формирует объективную базу обоснованности принимаемых решений по управлению станкопарком и модернизации предприятий, снижая производственные риски и сокращая выделяемые на это инвестиции.
5.Современные методы безразборной диагностики обеспечивают минимизацию затрат и сроков на восстановление работоспособности станков и прогноз их точностной надежности для эффективного обслуживания по фактическому состоянию, что безальтернативно для ракетно-космической отрасли.

            
Макаров В.М. – д.т.н.
Директор департамента технического аудита
ООО «С.А.Партнерство»
v.makarov@sapart.ru


Савинов Ю.И. – к.т.н.
Директор Центра отраслевой диагностики
ФГУП «НПО «Техномаш»
savinov@tmnpo.ru

 

Литература:

  1. Методические материалы по разработке паспортов программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием (письмо Минэкономразвития России от 16.11.2011 №25537-ОФ/Д19).
  2. Технологический контроллинг: проблемы, задачи, перспективы/ Мухин А.В. – "Контроллинг",  №2, 2002.
  3. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин и др.;. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.– 279 с.
  4. Многокоординатная и многоповерхностная металлообработка: сближение альтернатив. – Ритм,  № 8, 2010 г. с. 32-35.
  5. Автоматизация как метод эффективного техперевооружения предприятий. – Ритм, № 6, 2012 г., стр. 20-23.
  6. Савинов Ю.И. «Обслуживание станков по фактическому состоянию».– Ритм, №4 (62), стр. 130-133.
  7. Макаров В.М. Техаудит как инструмент инновационного развития предприятия. –  Ритм, № 10(78), 2012, стр. 28-31.
  8. Мировые тенденции и опыт организации сервиса технологического оборудования на металлургических предприятиях России. http://www.equipnet.ru/articles/power-industry/power-industry_327.html
  9. Николаев С.Н. Организация высокоэффективного технического сервиса машин. – Вестник МС Консалтинг, январь 2010 г.
  10. Управление парком оборудования промышленных предприятий на основе системы контроллинга/ Тевелева О.В. http://www.labrate.ru/teveleva/
     
$count_ban=1